Догматика
Отцы Первого вселенского собора с текстом Символа Веры Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский символ веры.
* Спасение чрез испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа)
* Единосущие Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух
* Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа)
* Боговоплощение (3-й член Символа)
* Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 12-й члены Символа)
* Вера в единство, всеобщность и преемственность православной церкви (9-й член Символа); вера в святость Церкви; Глава Церкви — Иисус Христос (Еф 5.23)
* Вера в ангелов и молитвенное предстательство святых.
Канонические устройство и нормы
Основные канонические нормы и институты: * Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).
Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е и 6-е Правила святых Апостол , а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданых султана).
* Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века.
* Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 48-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.